Московские парки :: Кусковский лесопарк / Усадьба «Кусково»

Московские паркиКусковский лесопарк и усадьба «Кусково» › Усадьба «Кусково»

КУСКОВСКИЙ ЛЕСОПАРК И УСАДЬБА «КУСКОВО»

 

Выберите фотоальбом:

Фотоальбом: усадьба «Кусково».





Яндекс.Метрика



Восточный административный округ, район Вешняки.


Государственный музей керамики и усадьба «Кусково» XVIII в.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Проезд:

  › ст.м. «Рязанский проспект», авт. 133, 133к, 208 до ост. «Музей «Кусково»;
  › ж/д ст. «Вешняки», авт. 133, 133к, 208, 620 до ост. «Музей «Кусково»;
  › ст.м. «Новогиреево», авт. 133, 133к до ост. «Музей «Кусково»;
  › ж/д ст. «Новогиреево», авт. 133, 133к, 208, 620 до ост. «Музей «Кусково»;
  › ст.м. «Перово», авт. 620 до ост. «Музей «Кусково»


СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ МУЗЕЯ-УСАДЬБЫ:


Схема усадьбы


ОПИСАНИЕ


Усадьба графов Шереметевых в Кускове создавалась в 48—70-х гг. XVIII в. рядом выдающихся мастеров того времени: Ю. Кологривовым, Ф. Аргуновым, К. Бланком, А. Мироновым, Г. Дикушиным и другими. На архитектуру и планировку усадьбы оказали влияние петербургские ансамбли Царского Села, Петергофа, Ораниенбаума, выражавшие передовые идеи строительного искусства того времени. Кусково задумывалось не как хозяйственная усадьба, а как «увеселительное» место, где все предназначено для «приятного препровождения времени»: и дворец, и парк, и парковые павильоны. Центральной частью ансамбля являлся Большой пруд с дворцом на его северном береге и регулярным французским парком вокруг дворца. За прудом регулярный парк переходил в Пейзажный, где размещались богатейшие зверинец и псарный двор. Центральная композиционная ось ансамбля, проходившая через два главных здания — дворец и оранжерею, продолжалась за прудом каналом, вход в который отмечен двумя колоннами с декоративными вазами.

Несмотря на то что пейзажный парк был создан позднее регулярного (1780-е гг.), он не дошел до наших дней, в то время как регулярный сохранил все основные планировочные элементы XVIII в. Он имел обычное для регулярных парков трехчастное деление. Центр его между зданиями дворца и оранжереи решался как партер и был украшен цветниками, газонами, дорожками и многочисленной скульптурой.

Две боковые части парка, решенные симметрично, представляли собой боскеты с аллеями, звездообразно расходящимися от центральных площадок, на которых размещались парковые павильоны.

Характерной особенностью Кусковского регулярного парка было исключительное единство природы и архитектуры. Каждая постройка в парке (Голландский домик, Итальянский домик, «Грот», «Бельведер» и др.) является центром небольшого ансамбля, каждая дорожка в своей перспективе замыкается либо статуей, либо фасадом дворцового павильона, либо беседкой. Парковая архитектура акцентирует основные узловые точки парковой планировки, постройки сливаются с зеленью и гладью прудов, подчеркивая их красоту. Одной из достопримечательностей Кусковского парка были его театры: Большой — в пейзажном парке, Воздушный — в регулярном и третий — в Турецком домике. В труппе театра насчитывалось 230 человек из крепостных актеров, обучавшихся в специальной школе в Москве. Наиболее интересен был Зеленый, или Воздушный, театр, располагавшийся к северу от Итальянского домика. Он был полностью создан из зелени: кулисы, артистические комнаты — из стриженых елей и кустарника, скамьи — из дерна, боскеты со шпалерой — из барбариса вокруг амфитеатра. Театр перестал существовать к концу XIX в., но сохранилась земляная основа, на которой можно проследить план всего сооружения. Кусковский парк был очень популярен в XVIII в. В начале XIX в. Кусково, покинутое владельцами, пришло в упадок. Попытка реставрировать усадьбу в 1871 г. не дала ощутимых результатов.

До нашего времени на территории парка сохранились сооружения — памятники архитектуры XVIII—XIX вв.: деревянный дворец (1769—1775), Эрмитаж (1785 —начало XIX в.), Голландский домик (1749), Итальянский домик (1754—1755), Большая каменная оранжерея (1761—1762), Американская оранжерея (XVIII в.) (отреставрирована в начале 2000-х), «Грот» (1766-1768), церковь (1737—1739), колокольня (1792), кухонный флигель (1755-1756,1880), Швейцарский домик (1870-е гг.), парковые павильоны, скульптура, ограда с воротами, каналы и пруды середины XVIII в., колонна со статуей Минервы (1779), обелиск (1780). В 1-й половине 2000-х гг. были воссозданы менажереи.


По материалам справочника «Досуг в Москве». М., «Московский рабочий», 1985.


КУСКОВО


Это село составляет старинную вотчину графов Шереметевых. По преданию, оно получило свое название от «куска», которым граф Петр Борисович обыкновенно называл свою родовую собственность, небольшой участок земли, где были дом, главный пруд, сад и село. Вся земля кругом принадлежала князю А. М. Черкасскому, и в сравнении с его огромным имением, которое составляли почти все ближние села и деревни, окружавшие Кусково, действительно оно было кусочком. Когда граф Петр Борисович женился на единственной дочери князя Черкасского, то все его поместья — Перово, Тетерки, Вишняки и Останкино — перешли в род графов Шереметевых. Княжна Черкасская помимо этого принесла мужу в приданое более 80 тысяч крестьян. Молодая графиня провела детство в Вишняках (в двух верстах к югу от Кускова) и очень любила их. Она не хотела забыть родину, и молодой граф исполнил желание своей супруги — выстроил для нее на своем участке двореи и назвал его Кусковом. Дом был построен по плану французского архитектора Валли. Дом имеет до 20 различных покоев. В одном покое стены были из цельных венецианских зеркал, в другом — отделаны малахитом, в третьем — обиты драгоценными гобеленами, в четвертом — художественно разрисованы стены и потолки. Всюду были античные бронзы, статуи, фарфор, яшмовые вазы, имелась большая картинная галерея. Замечательны также были в Кусковском доме огромная библиотека и оружейная палата; в последней было редкое собрание древнего и нового оружия и между прочим седло Карла XII, доставшееся вместе с его конем графу Борису Петровичу Шереметеву.

Сад при доме разведен после чумы 1772 года. Разведение его дало возможность некоторое время пропитаться голодавшему тогда народу. Сад устроен в настояшем французском стиле и занимает 22 десятины земли. В этом саду было 17 прудов, карусели, гондолы, руины, китайские и итальянские домики, китайская башня наподобие Нанкинской с колоколами1, каскады, водопады, фонтаны, маяки, гроты, подъемные мосты.

Перед домом и по настоящее время находится (на газоне) около 60 различных мраморных мифологических фигур, а также мраморный обелиск в память пребывания Екатерины II в 1785 году и одна колонна. Справа от дома — подземный мост, около которого стоят шесть пушек — трофеи Полтавской битвы, подаренные Петром I графу Шереметеву. Далее — дом в голландском стиле, построенный в 1749 году; все стены в нем выложены различного рода изразцами.

Вблизи — так называемый Эрмитаж, к которому ведут шесть дорожек; около лестницы этого здания — плошадка с подъемной машиной; внизу — ротонда, где может сервироваться стол на 16 человек; лакеи ставят тарелки, блюда на ротонду, и все это подымается на верхний этаж, в столовую, где накрывался стол. Отсюда вид на сад. Здание это служило для торжественных обедов.

Слева от главного дома — грот, внутреннее устройство которого чрезвычайно оригинально: как фигуры, так стены и потолки выложены перламутром и раковинами; при входе в дверях две фигуры, изображающие собой весну и лето, далее — осень и зиму. Грот убран перламутровыми пальмами и букетами; около стены лежит громадная кость мамонта. Так называемый итальянский дом построен в XVIII столетии2. В некоторых комнатах стены дубовые с позолотой, потолки раскрашены превосходными рисунками, картины на стенах лучшей работы, нежели во всех остальных зданиях.

Кусковская оранжерея имеет массу дорогих цветов; восемь лавровых деревьев насчитывают по 300 лет. В Кускове был огромный театр, который считался первым среди барских театров; он был несравненно богаче тогдашнего московского. На этот некогда знаменитый театр не жалели золота. Три яруса лож и особенно авансцена были отделаны со всей роскошью и грандиозностью итальянской архитектуры. Спектакли у Шереметева бывали по четвергам и воскресеньям; вход для всех был бесплатный. В той же роще, где был театр, стоял и летний дом графа Петра Борисовича, в котором он постоянно жил и принимал своих друзей. Он назывался «домом уединения». Впоследствии дом отдавался внаймы и был сломан в 1812 году.

В конце роши было озеро под названием Локасино. В нем, как и в других прудах, содержались дорогие рыбы. В большом пруду с островом посредине рыбы было столько, что неводом вылавливали зараз по две тысячи карасей. В Кускове был замечательный зверинеи и коллекция редких птии в особых изящных домиках. Все празднества в Кускове отличались необыкновенной пышностью; число гуляющих посетителей доходило до 50 тысяч, исключая званых гостей, которых приглашалось по билетам более 2 тысяч человек. При въезде в Кусково со стороны Перова стоял деревянный столб с надписью, приглашавшей посетителей Кускова «веселиться, как кому угодно, в доме и в саду».

Граф Петр Борисович при образованном уме и редкой любезности обладал истинно русским гостеприимством и радушием. К нему собирались все знаменитости того времени: литераторы, поэты, артисты, художники, министры и посланники. Императрица Екатерина II часто бывала в Кускове у графа, и в предпоследний приезд свой, в 1775 году, ее сопровождал австрийский император Иосиф и многие князья и принцы. Для этого приезда в Кускове были нарочно устроены триумфальные ворота, и встреча венценосцев была самая великолепная. Иосиф, будучи в Кускове, думал, что приехал к владетельному князю. В последний раз императрица была в Кускове в 1787 году во время празднования двадцатипятилетия своего царствования. Императрица прибыла в Кусково 30 июня со всем двором и блестящей свитой. Екатерина вступила на кусковскую землю через великолепную арку. При приближении поезда императрицы стоявшие на большом пруду двадцатипушечный корабль и другие меньшие суда салютовали, а с берегов гремели ответные пушечные выстрелы. К большому дому вела галерея живых картин: здесь стояли попарно жители и слуги Кускова с корзинами цветов, девушки в белых платьях и венках рассыпали букеты по пути. Через большой сад хозяин провел царицу в английский сад и лабиринт3, где при вечернем солнце показывал свои прихотливые сооружения и редкости, а после повел царицу в театр, где давали оперу «Самнитские браки» и балет. Екатерине очень понравился спектакль: она допустила всех артистов к руке и раздала им подарки4. Стол графа в тот день был сервирован золотой посудой на шестьдесят персон. На этом празднике бесчисленные толпы народа гуляли целую ночь.

Граф Петр Борисович умер в 1788 году. Сын его Николай Петрович, подобно отцу, умел угощать высоких посетителей, давать праздники, превышавшие пышностью и блеском даже те, которые давал отец. В его время Кусковский театр процветал более чем при отце, и на то была своего рода причина. В 1790 году граф познакомился со своей крестьянкой, Прасковьей Ивановной, сделал ее актрисой и назвал по сцене Жемчуговой. Романическое знакомство это известно по песне «Вечор поздно из лесочка». Образованный и благородный человек по своему времени, граф при первой встрече со своей крестьянкой был поражен ее красотой и воспылал к ней серьезной страстью. Он взял ее из отцовского дома5 и поместил во флигеле, где жили его актрисы; здесь он обратил все свое внимание на образование своей избранницы. К ней были приставлены учителя, в числе которых были и иностранцы; для сценического искусства ей дана была наставница Т. В. Шлыкова, подруга и неизменный друг Параши до гроба6. Параша сделалась лучшим украшением Кусковского театра. Граф в Параше встретил действительно редкую и высокую душу, и любовь его сделалась вскоре страстью, постоянной и единственной. Расстояние между его общественным положением и положением его подруги было слишком велико для тогдашнего времени, и потому жизнь их была полна треволнений и огорчений. Граф жил с Парашей в отдельном доме наискось от театра, и обстановка дома была проста необыкновенно. Девять лет жили влюбленные в этом домике, наконец счастье их было нарушено невыносимыми сплетнями гостей и гуляющих в Кускове, и граф в 1800 году, запечатав театр, оставил Кусково и переехал в Останкино. В Останкине влюбленная чета вздохнула свободнее. Мало-помалу все лучшие вещи были перевезены из Кускова в Останкино, и Кусково было позабыто. В 1801 году граф вступил с Парашей в законный брак. Бракосочетание было совершено в иеркви Симеона Столпника на Поварской. В 1803 году она родила графу сына Дмитрия и через несколько дней (3 февраля 1803 г.) умерла. Сам Граф умер в 1809 году. Над шестилетним графом Дмитрием была назначена опека. Опекуны вывезли все из Кускова, уничтожали и даже продавали с аукциона движимое имущество, памятники, постройки, здания, сооружения, прикрываясь недостатком средств для штата. Нашествие французов в 1812 году им тоже пришлось кстати. Ссылаясь на посещение неприятелем подмосковных имений Шереметева, они исписали огромные списки вещей, будто бы расхищенных или уничтоженных французами.

Кусково находится в семи верстах от Москвы между большими дорогами: Владимирской и Рязанской. По церкви Спаса Кусково называлось Спасским. В церкви до сих пор сохранилась старинная дорогая утварь и воздухи собственной работы Елизаветы Петровны. Церковь находится подле дома; она каменная и невелика; архитектура ее также не замечательна, но ризница богата.


1 Граф называл эту башню голубятней.
2 Реставрирован в 1870 г.
3 Лабиринт окружал беседку, которая стояла на кургане; тут же стояла и статуя Венеры. Возле нее была львиная пешера: здесь на лаврах лежал лев, под ним была латинская надпись, и здесь же хранилась плита с допотопными окаменелостями, найденная в окрестностях Кускова.
4 Артисты были большей частью крепостные, как и музыканты.
5 Отеи Прасковьи Ивановны, по преданию, был кузней.
6 Умерла в 1863 г. 90 лет от роду.

И.К. Кондратьев. «Седая старина Москвы». М., 1893.


ФОТОГРАФИИ
(подробные описания - при просмотре снимков во всплывающем окне со слайд-шоу)


Левый берег Большого Дворцового пруда.
[© Sirius_MSK, 2005-07-16 | 900×600 | 190 Кб] UPD (HDR)

Павильон «Грот» и Итальянский домик.
[© Sirius_MSK, 2005-07-16 | 900×600 | 166 Кб] UPD (HDR)

Вид на усадьбу через Бол. Дворцовый пруд.
[© Sirius_MSK, 2008-09-09 | 900×600 | 148 Кб] UPD (HDR)

Липовая аллея, идущая вдоль Бол. Дворцового пруда.
[© Анастасия Косякова, лето 2015 | 900×675 | 167 Кб] NEW (HDR/FIX )


UPD: 2016-03-25