Московские парки › МГОМЗ › МЗ «Коломенское» - Дьяково-Городище > Дьяковские курганы (Дьяково-Городище) |
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЁННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ |
МГОМЗ | МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «КОЛОМЕНСКОЕ»: ТЕРРИТОРИЯ БЫВШЕГО СЕЛА ДЬЯКОВСКОЕ |
|||||||||||||||||||||||
Выберите фотоальбом: |
Фотоальбом: Дьяковские курганы. |
||||||||||||||||||||||
|
Дьяково-Городище - неолитическое финно-угорское поселение I в. до н.э. - IV в. н.э. (ныне в Москве, в черте музея-заповедника Коломенское), раскопки которого начались в 1889 году В. И. Сизовым. Общая характеристика культуры сформулирована в 1903 году А. А. Спицыным. Для дьяковской культуры характерна так называемая «текстильная» лепная керамика, скифские украшения, глиняные грузики неясного назначения. В начале развития орудия бронзовые, потом они сменяются железными, цветные металлы используются на украшения. Но вообще металла было мало, видимо он дорого ценился, зато широко использовались орудия из кости. Дьяковцы жили в небольших укрепленных городищах, которые обычно устраивали на мысу; судя по всему, такое городище было и на месте Московского Кремля. Занимались земледелием и особенно скотоводством (свиньи, коровы, лошади, которых также разводили на мясо). Также большое значение имела охота. Археологи зафиксировали большое количество остатков поселений дьяковцев, датируемых с V века до н. э., на территории Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской и других областей. Дьяковцы были угро-финнскими по языку племенами; считаются предками мери, мещёры, муромы, веси. К их языку восходят все финно-угорские гидронимы и топонимы в регионе, например название реки Яуза, а возможно и Москвы-реки. В настоящее время на Дьяковских курганах продолжаются археологические раскопки. Название села Дьяково известно любому археологу и историку. Рядом с селом находится высокий, пирамидальной формы, холм — «Дьяково городище». Здесь находилось поселение древнего человека, укрепленное валами и рвами. Дьяковское городище, археологическое изучение которого началось еще во второй половине XIX в., дало название целой археологической культуре — дьяковской, занимавшей в VII в. до н.э. — VII в. н.э. обширные пространства Волго-Окского междуречья. История его изучения довольно любопытна. О его существовании знал еще 3.Ходаковский (псевдоним польского историка и археолога Адама Чарнотского), сосланный в Россию в конце XVIII в. за участие в польском национально-освободительном движении. По его мнению Дьяковское городище являлось культовым памятником — «святилищем». Копать городище начали местные крестьяне, добывавшие на нем чернозем для своих огородов. В 60-е годы XIX в. им заинтересовался видный археолог Д.Я. Самоквасов, скупавший древние вещи добытые крестьянами при земляных работах. В Государственном историческом музее хранится его коллекция вещей, носящая название «дьяковского клада». Исследование памятника продолжил В.И. Сизов. Работы проводились в 1889 и 1890 гг. на более высоком уровне, чем у предшествовавших исследователей. Памятник представляет собой небольшое городище, расположенное на берегу реки в труднодоступном месте и укрепленное валами и рвами. Длинный крутой пандус — подъем служил входом на городище. Оборонительные укрепления созданы таким образом, чтобы входящий миновал два ряда валов, развернувшись к ним правой, незащищенной щитом стороной. Жилищами служили полуземлянки и наземные длинные большесемейные дома со стенами типа плетня, обмазанного глиной. Они отапливались каменными или глинобитными очагами. По-видимому, городище представляло собой поселение большой патриархальной семьи. Культурный слой достигает 4 метров и делится на две основные части, между которыми обнаружена небольшая прослойка песка, что свидетельствует о временном прекращении жизни на городище. В нижнем слое преобладает текстильная керамика. Орнамент, напоминающий отпечаток ткани, наносился колотушкой, обернутой текстилем. Отсюда название этой керамики. В верхнем слое преобладает гладкостенная лепная керамика. К первым векам нашей эры относятся и расположенные неподалеку неукрепленные поселения — селища, названные местными крестьянами «Выгон» и «Чертов городок». Очевидно, это были поселения, отпочковавшиеся от главного городища. Древние поселенцы Дьякова были, по всей видимости, финно-уграми по языку и занимались скотоводством, земледелием, охотой рыболовством. В состав стада дьяковцев входили в основном свиньи,лошади, крупный рогатый скот и, наконец, мелкий рогатый скот. Промысловыми животными были бобр, лось, медведь, кабан, куница и барсук. На городище активно развивались обработка металлов, гончарное и косторезное ремесла. В XI—XIII вв. Дьяково городище было занято поселением славян, которое существовало, видимо, до монголо-татарского нашествия. Позднее люди здесь уже не селились, а поселение было перенесено севернее, на склон Голосова оврага. В XVII в. на городище существовала лишь часовня, построенная из большемерного кирпича и украшенная многоцветными изразцами, которая освящала это место, связывавшееся крестьянами с нечистой силой. Следы часовни были обнаружены во время дореволюционных раскопок.
UPD: 2016-02-18 |