Московские парки :: МГОМЗ - Коломенское. Территория бывш. с. Дьяковское

Московские паркиМГОМЗМЗ «Коломенское» - Дьяково-Городище > Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЁННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ПРИРОДНО-ЛАНДШАФТНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
КОЛОМЕНСКОЕ - ИЗМАЙЛОВО - ЛЕФОРТОВО - ЛЮБЛИНО

 

МГОМЗ | МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «КОЛОМЕНСКОЕ»: ТЕРРИТОРИЯ БЫВШЕГО СЕЛА ДЬЯКОВСКОЕ

Выберите фотоальбом:

Фотоальбом: церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.





Яндекс.Метрика



ОПИСАНИЕ


Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи – один из древнейших московских храмов, последний сохранившийся памятник архитектуры XVI в., построенный на территории великокняжеской усадьбы.

Архитектура церкви очень интересна и необычна – здание с центральным барабаном, украшенным полуколоннами, со звонницей, установленной прямо над входом, на стене. По одним предположениям, храм был построен в связи с венчанием Ивана IV на царство, по другим – как молитвенный храм Ивана Грозного о даровании ему сына.

Этот храм, возможно, явился предтечей Собора Василия Блаженного (существует предположение, что обе церкви строили одни мастера) – и по архитектурной форме, и по внутреннему убранству: на внутренней поверхности главы собора изображена пламеневидная свастика, как и внутри главы Покровского шатра. В древнерусских храмах XVI в. знак пламеневидной спиральной свастики иногда заменял образ Христа на своде главы и символизировал духовное открытие человеческой души небу и вечное движение к Богу.

В 1924 г. храм был закрыт, долгое время находился в запустении, роспись и внутреннее убранство погибли. В 1960-х гг. была проведена реставрация. В 1980-е гг. церковь находилась в введении Госкомитета по охране памятников, с 1992 г. в ней были возобновлены богослужения и храм перешел к Русской Православной Церкви. В 2007 г. проведена полная реставрация церкви.

 

По материалам официального сайта МГОМЗ.


На крутом склоне Дьяковского холма расположен замечательный памятник эпохи — церковь Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи.

Столпообразная по своему объёмному плановому решению, она состоит из центрального столпа — восьмерика высотой 34,5 метра и четырёх маленьких восьмигранных столбиков-башен, высотой по 17 метров каждая, соединённых стенами и имеющих общий фундамент.К восточной стороне столпа примыкает полукруглая апсида. Контрастное сочетание величественной центральной башни и четырёх маленьких башенок придает церкви вид монументального крепостного сооружения, которое украшает и оживляет массивный центральный барабан с приплюснутым верхом, окружённый восемью полуцилиндрами. Возможно, полуцилиндры первоначально завершались самостоятельными главками. Формы существующего верха церкви сходны с формами храмов в Сербии и Болгарии. Как отмечают исследователи русской архитектуры, могло быть и шатровое завершение.

Особенно много мотивов крепостной архитектуры в интерьере храма. Миниатюрные, очень уютные помещения приделов; мощные навесные «бойницы-машикули» в центральном восьмерике, воспроизведённые переходом от верхнего барабана к стене; небольшие фронтончики — кокошники, как бы образующие подобие крепостных зубцов. Всё это завершается узорно выложенным в куполе орнаментом — солнце в виде зрительно вертящегося диска с саблевидными лучами.

Группировка пяти отдельных башен по диагоналям плана церкви в Дьяково предвосхищает архитектурную композицию и строительные приёмы при возведении Покровского собора (собора Василия Блаженного) на Красной площади. Ряд исследователей полагает, что авторами сооружения в Дьяково были строители Покровского собора Барма и Постник Яковлев.

Чрезвычайно сложным и нерешённым остаётся вопрос о времени создания храма. В литературе о Коломенском указаны четыре даты, одна из которых — 1529 год — предложена исследователем XIX века Ф.Ф. Рихтером. В своих публикациях эту дату он связывает с обетом великого князя Василия III о даровании наследника, а также упоминает о том, что царь Иван Грозный из всех церквей Коломенских особенно любил храм Иоанна Предтечи, построенный, по преданию, в честь его рождения.Позднее исследователь А.И. Некрасов, анализируя названия древних приделов церкви по писцовым книгам Офросимова (1670-е годы), приходит к выводу, что церковь Иоанна Предтечи построена в 1547 году как храм — памятник венчанию царя Иоанна Грозного на царство. Это предположение он обосновывает толкованием названия приделов храма.В исследованиях последних лет строительство храма связывается с обетным молением о ниспослании наследника, но уже не Василию III, а Ивану Грозному, и сооружение датируется между 1552 и 1554 годами поскольку храм является патрональным, т.е. построен во имя святого Иоанна— небесного патрона царя Ивана IV. Исследователь А.Л.Баталов на основе архитектурного анализа относит строительство храма к 1560 — 1570 годам . Первое упоминание и подробное описание церкви относится лишь к 1631—1633 гг.

Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково была сразу же задумана как приходская, в отличие от царской домовой церкви Вознесения в соседнем Коломенском, рассчитанной на узкий круг приблеженных. Ее общая площадь составляет 400 кв. метров против 78,5 церкви Вознесения.. Вскоре после строительства храма созданы крытые галереи, а над западной папертью — звонница псковского типа в два звона. Высота центрального столпа составлявляет без креста 34,5 метра. Храм в привычном смысле расписан не был. Однако при ресставрационных работах 1960 г. на куполе была обнаружена роспись белилами по красному Фону под кирпич — круг диаметром 1,2 метра с отходящими от него спиралями. Такая композиция представляет собой солярный символ.
По гипотезе исследователя В.В. Кавельмахера, в каменный Дьяковский храм были перенесены престолы обетной церкви «Усекновения Главы Иоанна Предтечи» из московского Ваганькова, сгоревшей в пожар 1547 года, и деревянной церкви «Зачатия Иоанна Предтечи» с престолами зачатия Святых Анны, Константина и Елены, что стояла в Дьякове до постройки здесь каменного храма. Существование храма отчасти подтверждается и тем, что во время реставрационных работ 1959—1962 годов в кладке стен церкви были обнаружены белокаменные надгробия 1532—1534 годов, которые являются древнейшими из найденных на территории кладбища. Церковь Иоанна Предтечи в Дьякове — последний сохранившийся памятник архитектуры XVI столетия, построенный на территории великокняжеской усадьбы.

В первой половине XIX столетия была сломана стена северной паперти, и на этом месте выстроен тёплый придел. В алтарной части расширена арка и оконные проёмы. В конце XIX века храм был расписан аналогично собору Василия Блаженного на Красной площади. В 1910 году западную открытую паперть сооружённую в XIX веке, переделали в закрытую с окнами.

Из книги «Выходы Великихъ Государей» за 1844 год: «Выходы царя Алексъя Михайловича въ село Дьяково, въ день праздника 1661 г., августа въ 29 день слушалъ государь всеношнаго въ селъ Коломенскомъ, въ церкви Iоанна Предтечи. Объдни Государь слушалъ у праздника жъ, въ той же церкви.—1664 г. августа въ 29 день, слушалъ великiй государь всеношнаго въ сель Коломенскомъ, въ хоромахъ, въ комнатномъ платьъ. Того жъ дни слушалъ великiй государь объдни у праздника Iоанна Предтечи въ селъ Дьяковъ.—1665 и 1667 гг., августа въ 29 день великiй государь слушалъ всеношнаго и объдни у праздника въ селъ Дьяковъ.— 1671 г., августа въ 29 день слушалъ объдни въ той же церкви.— 1679 г., августа въ 29 день слушалъ великiй государь Федоръ Алексъевичъ всеношнаго бдъния и божественной литургiи въ церкви Iоанна Предтечи, въ селъ Дьяковъ».

В последнее десятилетие XVII в. дьяковской церковью пользовались как жители сел Дьякова и Коломенского, так и обитатели таких отдаленных деревень, как Черная Грязь (ныне Царицыно). При храме находилось кладбище, варварски снесенное во времена олимпиады . Многие из могильных надгробий являлись настоящими произведениями русского камнерезного искусства XVII-XIX вв.

С 1930 по 1962 год П.Д. Барановский и И.И. Новиков выполняли работы по возвращению памятнику первоначального облика. Позднейшие пристройки были разобраны и восстановлены первоначальная побелка и фрески в сводах куполов, впоследствии забеленные. Добиваясь выселения общины из Дьяковской церкви в целях проведения неотложных ремонтно-реставрационных работ по аварийному зданию, Барановский едва не был убит прихожанами церкви. События вокруг Дьяковской церкви обострились летом 1924 г., когда музейный отдел Главнауки распорядился изъять имущество, «не имеющее историко-художественного значения», из «церквей-памятников» Коломенского, поместив его в склады музея . Посланный в Дьяково сотрудник музея был избит местными крестьянами, а отобранные им в церкви предметы унесены и спрятаны. Присутствующий при этом помощник заведующего совхозом, пытавшийся урезонить крестьян, едва не поплатился жизнью. Разъяренная толпа направилась к зданиям музея и совхоза в с.Коломенском, заставив убежать охранявших сад студентов Университета имени Я.М.Свердлова. Толпа разошлась поздно ночью . Крестьяне угрожали расправой и рабочим, занятым реставрацией Дьяковской церкви и, видя, что те не бросают работы, заперли их снаружи . Верующие села Дьякова, слободы Садовой и деревень Чертаново и Беляево (Ленинской волости Московского уезда) обращались с заявлениями в Президиум Моссовета, указывая на неправые с их точки зрения действия Барановского. В этом наметившемся противостоянии Барановского и прихожан Дьяковской церкви Отдел музеев Главнауки всякий раз принимал сторону реставратора.

Можно предположить, что до храма Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи здесь стояла другая церковь, построенная на древнем легендарном Велесовом Капище близ «Волосового», или «Голосового» оврага.


ФОТОГРАФИИ
(подробные описания - при просмотре снимков во всплывающем окне со слайд-шоу)


Реставрация церкви. Вид от набережной.
[© Sirius_MSK, 2007-04-14 | 600×900 | 234 Кб] UPD (HDR)

Реставрация церкви. Вид от набережной.
[© Sirius_MSK, 2008-02-02 | 600×900 | 168 Кб] HDR

Реставрация церкви. Вид от набережной.
[© Sirius_MSK, 2008-02-02 | 600×900 | 165 Кб] UPD (HDR)

Реставрация церкви. Вид от набережной.
[© Sirius_MSK, 2008-02-02 | 900×600 | 177 Кб] UPD (HDR)


Завершение реставрации церкви.
Вид на купол и барабан от набережной.
[© Sirius_MSK, 2008-09-20 | 600×900 | 147 Кб] UPD (HDR)



ОПИСАНИЕ ЦЕРКВИ ИЗ КНИГИ Е.В. ИВАНОВА «КОЛОМЕНСКОЕ»


Наиболее древней постройкой в урочище Коломенское является Дьяковская церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вместе с церковью Вознесения она представляет интереснейшую эпоху в истории русского искусства, время наибольших исканий, первую половину XVI-го века. Пестрая, затейливая, богато украшенная, совершенно необычная среди древних московских церквей, она кажется таким же капризом, случайностью, какой долго казался собор Василия Блаженного. Не даром людям начала XIX-го века казалось, что Дьяковская церковь - образец индийско-мавританского зодчества, подобно тому как Василий Блаженный произведение индийско-готическое.

Дьяковская церковь, как считает И.А. Благовещенский, поставлена в 1529 году по обету великим князем Василием III, молившим у Бога себе наследника. Храм является молебным и имеет несколько престолов. Главный из них - Усекновения главы Иоанна Крестителя, другие - зачатия Иоанна Предтечи, зачатия св. Анны, апостола Фомы неверного, митрополита Петра, наконец - Константина и Елены. Все наименования имеют какое-либо отношение к княжеской семье или к предмету моления.

Вообще относительно даты и причины постройки у исследователей, как всегда, нет единого мнения. Одни ученые связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 году, другие предполагают, что он был заложен как молельный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554 году. Это мнение отчасти подкрепляется датой в надписи на надгробной плите, обнаруженной при разборке пола юго-западного придела, которая в переводе на наше летоисчисление соответствует 1551 году.

В начале XVI-ro века в Москве совершается громадная художественная работа: итальянскими мастерами только что выстроены в Кремле Успенский и Архангельский соборы; упрочен новый тип собора, с положенными в основу формами владимирских храмов; нахлынула масса новых форм и приемов, вместе с тем приобретено необходимое мастерство и некоторая сознательность творчества в смысле свободы от традиций. Кроме новых кремлевских соборов, в Москве почти нет каменных храмов, и самыми привычными, самыми благолепными и понятными эстетическому чувству москвича являются развитые формы деревянных церквей: их острые шатры, их многочисленные приделы и паперти, связанные в одно целое, их закомары и многочисленные главы - все это любит мастер Дьяковской церкви и делает смелую попытку перенести формы деревянного зодчества на камень.

Для нас церковь Дьякова одинока, и ее строитель кажется гением, благодаря своему отважному новаторству, определившему дальнейшее направление церковного строительства. Возможно, что многие звенья переноса деревянных форм к каменному зодчеству утрачены временем: тогда новаторство мастера Дьяковской церкви уже не так дерзко!

Свойства строительного материала клали предел размерам деревянного храма. Каждый придел, а число их нередко превышало пять, требовал отдельного сруба; таким образом деревянный храм представлялся соединением целого ряда небольших церквей, каждая при этом с отдельным входом. Строитель Дьяковского храма вокруг главной столпообразной церкви расположил четыре придела по углам, соединил их открытыми ходовыми галереями; получился сложный, довольно компактный храм, причем каждая часть, внося свою лепту в красоту целого, живет и самостоятельной жизнью.

Церковь осталась пятиглавой, как того требовала традиция, но кажется искусно слепленной из пяти отдельных столпов. Уступчатые кокошники, несущие главу и необходимые в деревянном зодчестве, мастер превратил в декоративные элементы, и при помощи их достиг сказочного богатства верхов церкви.

На западной стене он поместил островерхую звонницу, форму, выработанную псковичами, но придал ей по-московски нарядную обработку. Хотя свою затейливую пеструю раскраску Дьяковская церковь получила поздней, по-видимому, во второй половине XVII-го века, в ней нашел себе первое по времени выражение чисто московский идеал пышной нарядности и затейливости, расцветший в XVII-м. В массе дьяковскому мастеру удалось сохранить суровый, немного грузный покой ранней Москвы, но в декорациях храма он ищет бесконечного разнообразия, богатства, щедрого обилия линий и красок. Может быть, в этом стремлении его поддерживал характер ранне-московских деревянных церквей, но, однако, сохранившиеся на севере деревянные храмы XVII-ro и XVIII-ro веков овеяны сдержанной, суровой красотой. По--видимому, уже в начале XVI-го века, несмотря на усиленное творчество итальянских мастеров в Москве, в душе москвича звучали какие-то восточные струны, густо насыщенные пестрыми узорами!.. Современный наблюдатель, увы, лишен возможности увидеть всю расписную красоту Дьяковского храма.

В начале 1960-х годов начались реставрационные работы, в процессе которых «реставраторы» освобождали храм от более поздних пристроек и искажений. Варварски сбивая с внутренних и внешних стен храма росписи, они, вероятно, искренне полагали, что придают ему первоначальный вид.

В 1962 году на купольном своде центрального столпа при расчистке было обнаружено изображение круга со спиралями из кирпичиков красного цвета. Очевидно, что это языческий символ Солнца, однако как он попал на купол православного храма, до сих пор является загадкой.

Интересно отметить, что в соборе Василия Блаженного много заимствований от Дьяковской церкви, но так же много и отличий. Все это характеризует первую половину XVI-ro века как эпоху, еще не выработавшую прочных традиций в церковном зодчестве, и открывавшую широкий простор индивидуальности мастеров.

XVI-й век в художественной жизни Москвы поражает многосторонностью своих исканий, их свободой и новизной. Все, что оставила эта богатая эпоха не только в архитектуре, но и в иконописи, и особенно в области прикладного искусства, - яркий образ. Тот синтез Запада и Востока, который часто представляется стихией русского творчества, вылился в XVI-м веке в такие гармоничные и зрелые формы, каких не было ни раньше, ни поздней!

В XVII-м веке каждое художественное произведение является повторением общего типа, редко - разновидностью. В XVI-м же веке каждая церковь, каждая писаная или шитая икона - самостоятельное создание, не скованное традициями.


Е.В. Иванов. «Коломенское» (краткий исторический очерк).
М., 1997, Издание Общества Ревнителей Отечественной Старины.



UPD: 2015-11-09