Московские парки › МГОМЗ › МЗ «Коломенское» › Церковь Вознесения Господня |
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЁННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ |
МГОМЗ | МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «КОЛОМЕНСКОЕ»: ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выберите фотоальбом: |
Фотоальбом: церковь Вознесения Господня (1532 г.). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Светлая, высокая, стройная, ажурная - она много столетий являет собой уникальный образец русской архитектуры, оказавший глубокое влияние на развитие архитектуры стран Восточной Европы, ее приводят в качестве образца недосягаемого совершенства. Ведь ей присвоено «звание» памятника мирового значения - в 1994 году Церковь Вознесения Господня получила статус памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО. XVI в. - по указу Великого князя Василия III в селе Коломенском на высоком берегу реки Москвы ведутся работы по возведению церкви в честь наследника великого князя будущего первого русского царя Ивана IV Грозного. Первые упоминания в летописях о завершении строительства церкви датированы 1532 годом. Освещение ее прошло 3 сентября того же года. Никоновская летопись: «Того же года в Коломенском было завершено строительство церкви Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и была та церковь чудна своей высотой, красотой и светлостью, какой не бывало доселе на Руси». Церковь Вознесения Господня имеет важное градообразующее значение. Является центром архитектурного и природного ансамбля, объединяет все элементы усадебного комплекса. Церковь представляет собой огромный монумент-башню. Строго центричный, вытянутый вверх массив, включает в себя крестообразный объем на подклете, затем восьмерик и высокий восьмигранный шатер, увенчанный главой. В уровне подклета массивные кирпичные стены занимают три четверти всей площади сооружения. Это сдержанно изысканно декорированное здание, которое поражает своей монументальностью и в то же время легкостью. В период строительства церковь Вознесения Господня была самым высоким зданием Москвы - 62 метра. Природный ландшафт берега, высота Церкви, ее стройность, стремительность линий воссоздали как бы символический образ Вознесения Иисуса Христа. Несмотря на свой почтенный возраст, Храм не подвергался значительным перестройкам и реконструкциям, что стало одной из причин для включения памятника в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По материалам официального сайта МГОМЗ.
Вознесенская церковь в Коломенском, такая отличная, особенно при мимолетном впечатлении, от Дьяковской, поставлена всего на три года позднее, в 1532 году. Её поставил отец Грозного, тот же князь Василий Иванович. Освящение церкви совершалось с большим торжеством: в Коломенском у великого князя три дня пировали митрополит с собором духовенства, братья княжеские и бояре. Летописец восторженно отзывается о церкви: «Бе же та церковь вельми чудна высотою и красотою и светлостью, якова не была прежде того на Руси... И понеже князь Великий Василий Иванович, Государь всея Руссии, возлюби ю того ради и украси всякою добротою, якоже достоит святой Божией церкви...» Коломенская церковь кажется еще более необычной, чем Дьяковская. Она еще более прямолинейно воспроизводит формы деревянного зодчества: это первая шатровая церковь, послужившая прототипом для многочисленных сооружений этого рода в Подмосковье. В декоративной обработке Вознесенской церкви можно найти следы влияния Алевиза, строителя Архангельского собора, принесшего в Москву много «фряжских приемов» наружной обработки храмов. Всё же архитектурные её формы - плод вполне самобытного творчества; даже столь прочное влияние византийского храмового типа с алтарными выступами, столбами и сводами, здесь не имеет места: крестовый план церкви, ничем не выделяющий алтарную восточную сторону, выработан безымянными строителями древних церквей. Высота церкви 62 метра. В те времена на Руси это было самое высокое здание. Фундамент заложен на 10 метров вглубь земли. Ниже «нулевого горизонта», как говорят строители, на глубину до 9 метров уложены белокаменные плиты, хорошо пригнанные друг к другу. Они покоятся на метровых дубовых сваях, вбитых в землю. Фундамент храма очень широкий. Он выходит за его стены на 3 метра. Основание такой ширины было необходимо потому, что здесь били (и до сих пор бьют) родники, которые могли вымывать породу из-под фундамента. На фундаменте поставлен нижний этаж - подклет. Затем на столбах возвышается открытая обходная галерея, широко раскинутая со своими тремя крыльцами; эта галерея отлично смягчает переход от высоких вертикальных боков центрального шатра к земле. Плоская крыша на галерее и поддерживающие ее столбы устроены позднее и несколько искажают замысел строителя, скрадывая пропорции шатра. В толще стены проложена внутренняя лестница, которая доводит до шатра. Выше стены становились слишком тонкими чтобы проложить в них проход, и по шатру снаружи повесили железную цепь - стремянку. Очень сложная в смысле архитектурном, поражающая в разрешении трудных конструктивных задач, Вознесенская церковь не волнует. Может быть, благодаря новизне и разновременности ее внутреннего убранства. Она не выразительна, в ней не чувствуется трепета живой человеческой души, одухотворяющей совершенные произведения искусства. Такое бездушие, отсутствие определенного религиозного образа, характерно для всего церковного строительства старой Москвы, в противность Новгороду, Ярославлю, северу с его деревянными церквями... Сзади алтаря у восточной стены церкви устроено «царское место», по преданию, сделанное Иваном Грозным. Известно, что он любил устраивать по соборам, церквям и монастырям под балдахином специальные царские места, большей частью деревянные и восходящие своей архитектурой к деревянному зодчеству. Царское место террасы Вознесенской церкви выстроено из камня и представляет собою балдахин на каменной сплошной балюстраде, которая имеет расчленение явно западного типа на квадраты с вписанными в них медальонами, а также широкие, но низенькие постаменты и карнизы. Четыре столба восьмигранные и невысокие стоят на балюстраде, опираясь на базы и имея карнизы несложного профиля. Стенки, лежащие на столбах, имеют арочные прорези, поверх же царское место покрыто бочкой со скульптурным двуглавым орлом на её фасаде. Интересно, что этот трон обращен не к Москве, видимой в те времена с северной стороны, а на Москва-реку и расстилающиеся за ней поля и леса, малый уголок которых сохранился до нашего времени. Но скорее всего царское место имеет более позднее происхождение, относящееся ко времени Алексея Михайловича, Вероятно, что отсюда царь следил за охотничьей потехой и воинскими упражнениями. От первоначального убранства и утвари в Вознесенской церкви сохранилось сравнительно мало. В сравнительно новый иконостас вставлены древние царские двери. До революции в церкви хранилась великолепная древняя плащаница первой четверти XV-ro века (предположительно митрополита Фотия), представляющая собою тонкую работу русского шитья с изображением положения Спасителя во гроб, исчезнувшая впоследствии. Алтарная стена была расписана, но толстый стой штукатурки скрыл древнюю роспись; однако следы её были заметны ещё в середине XIX-го столетия. Е.В. Иванов. «Коломенское» (краткий исторический очерк). UPD: 2016-05-05 |