Московские парки :: МГОМЗ - Коломенское. Историко-архитектурный ансамбль
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player

Московские паркиМГОМЗМЗ «Коломенское» › Церковь Вознесения Господня

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЁННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ПРИРОДНО-ЛАНДШАФТНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
КОЛОМЕНСКОЕ - ИЗМАЙЛОВО - ЛЕФОРТОВО - ЛЮБЛИНО

 

МГОМЗ | МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «КОЛОМЕНСКОЕ»: ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Выберите фотоальбом:

Фотоальбом: церковь Вознесения Господня (1532 г.).





Яндекс.Метрика



ОПИСАНИЕ


Светлая, высокая, стройная, ажурная - она много столетий являет собой уникальный образец русской архитектуры, оказавший глубокое влияние на развитие архитектуры стран Восточной Европы, ее приводят в качестве образца недосягаемого совершенства. Ведь ей присвоено «звание» памятника мирового значения - в 1994 году Церковь Вознесения Господня получила статус памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО.

XVI в. - по указу Великого князя Василия III в селе Коломенском на высоком берегу реки Москвы ведутся работы по возведению церкви в честь наследника великого князя будущего первого русского царя Ивана IV Грозного. Первые упоминания в летописях о завершении строительства церкви датированы 1532 годом. Освещение ее прошло 3 сентября того же года.

Никоновская летопись: «Того же года в Коломенском было завершено строительство церкви Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и была та церковь чудна своей высотой, красотой и светлостью, какой не бывало доселе на Руси».

Церковь Вознесения Господня имеет важное градообразующее значение. Является центром архитектурного и природного ансамбля, объединяет все элементы усадебного комплекса.

Церковь представляет собой огромный монумент-башню. Строго центричный, вытянутый вверх массив, включает в себя крестообразный объем на подклете, затем восьмерик и высокий восьмигранный шатер, увенчанный главой. В уровне подклета массивные кирпичные стены занимают три четверти всей площади сооружения. Это сдержанно изысканно декорированное здание, которое поражает своей монументальностью и в то же время легкостью.

В период строительства церковь Вознесения Господня была самым высоким зданием Москвы - 62 метра. Природный ландшафт берега, высота Церкви, ее стройность, стремительность линий воссоздали как бы символический образ Вознесения Иисуса Христа.

Несмотря на свой почтенный возраст, Храм не подвергался значительным перестройкам и реконструкциям, что стало одной из причин для включения памятника в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

По материалам официального сайта МГОМЗ.


ФОТОГРАФИИ
(подробные описания - при просмотре снимков во всплывающем окне со слайд-шоу)


Реставрация 2004-2007 гг.
[© Sirius_MSK, 2005-07-02 | 900×600 | 157 Кб] UPD (HDR)


Реставрация 2004-2007 гг.
[© Sirius_MSK, 2007-04-14 | 600×900 | 146 Кб] UPD (HDR)

Реставрация 2004-2007 гг.
[© Sirius_MSK, 2007-04-14 | 600×900 | 166 Кб] UPD (HDR)

Вид на церковь от причала «Коломенское», с набережной.
[© Sirius_MSK, 2007-08-18 | 600×900 | 149 Кб] UPD (HDR)

Вид на церковь от Дьяковского оврага, с набережной.
[© Sirius_MSK, 2008-02-02 | 600×900 | 148 Кб] UPD (HDR)

Вид на церковь со стороны Дворцового павильона.
[© Sirius_MSK, 2007-08-18 | 900×600 | 127 Кб] UPD (HDR)

Вид на церковь со стороны Коломенских прудов.
[© Sirius_MSK, 2007-08-18 | 900×600 | 126 Кб] UPD (HDR)

Северо-восточный фасад церкви.
[© Sirius_MSK, 2007-08-18 | 600×900 | 121 Кб] UPD (HDR)

Юго-восточный фасад церкви.
[© Sirius_MSK, 2007-08-18 | 600×900 | 129 Кб] UPD (HDR)

Южный фасад церкви.
[© Sirius_MSK, 2007-08-18 | 600×900 | 148 Кб] UPD (HDR)

Южный фасад церкви.
[© Sirius_MSK, 2007-08-18 | 600×900 | 125 Кб] UPD (HDR)

Южный фасад церкви.
[© Sirius_MSK, 2007-08-18 | 600×900 | 122 Кб] UPD (HDR)

Северо-восточный фасад церкви.
[© Sirius_MSK, 2008-02-02 | 600×900 | 109 Кб] UPD (HDR)

Южная лестница и обходная галерея.
[© Sirius_MSK, 2008-02-02 | 900×600 | 122 Кб] UPD (HDR)

Южная лестница.
[© Sirius_MSK, 2008-02-02 | 900×600 | 132 Кб] UPD (HDR)

Средний ярус церкви, западный фасад.
[© Sirius_MSK, 2008-02-02 | 900×600 | 110 Кб] UPD (HDR)

Южная лестница.
[© Sirius_MSK, 2008-02-02 | 900×600 | 137 Кб] UPD (HDR)


Южная лестница и крыльцо.
[© Sirius_MSK, 2008-02-02 | 600×900 | 160 Кб] UPD (HDR)

Западная лестница и обходная галерея.
[© Sirius_MSK, 2008-02-02 | 900×600 | 144 Кб] UPD (HDR)

Северная и западная лестницы, нижний ярус (подклет).
[© Sirius_MSK, 2008-02-02 | 900×600 | 142 Кб] UPD (HDR)

Северная лестница.
[© Sirius_MSK, 2008-02-02 | 900×600 | 133 Кб] UPD (HDR)


Юго-западный фасад церкви.
[© Sirius_MSK, 2009-03-22 | 600×900 | 116 Кб] UPD (HDR)

Вид на церковь от Передних ворот.
[© Sirius_MSK, 2009-06-02 | 600×900 | 128 Кб] UPD (HDR)



ОПИСАНИЕ ЦЕРКВИ ИЗ КНИГИ Е.В. ИВАНОВА «КОЛОМЕНСКОЕ»


Вознесенская церковь в Коломенском, такая отличная, особенно при мимолетном впечатлении, от Дьяковской, поставлена всего на три года позднее, в 1532 году. Её поставил отец Грозного, тот же князь Василий Иванович. Освящение церкви совершалось с большим торжеством: в Коломенском у великого князя три дня пировали митрополит с собором духовенства, братья княжеские и бояре. Летописец восторженно отзывается о церкви: «Бе же та церковь вельми чудна высотою и красотою и светлостью, якова не была прежде того на Руси... И понеже князь Великий Василий Иванович, Государь всея Руссии, возлюби ю того ради и украси всякою добротою, якоже достоит святой Божией церкви...»

Коломенская церковь кажется еще более необычной, чем Дьяковская. Она еще более прямолинейно воспроизводит формы деревянного зодчества: это первая шатровая церковь, послужившая прототипом для многочисленных сооружений этого рода в Подмосковье. В декоративной обработке Вознесенской церкви можно найти следы влияния Алевиза, строителя Архангельского собора, принесшего в Москву много «фряжских приемов» наружной обработки храмов. Всё же архитектурные её формы - плод вполне самобытного творчества; даже столь прочное влияние византийского храмового типа с алтарными выступами, столбами и сводами, здесь не имеет места: крестовый план церкви, ничем не выделяющий алтарную восточную сторону, выработан безымянными строителями древних церквей.

Высота церкви 62 метра. В те времена на Руси это было самое высокое здание. Фундамент заложен на 10 метров вглубь земли. Ниже «нулевого горизонта», как говорят строители, на глубину до 9 метров уложены белокаменные плиты, хорошо пригнанные друг к другу. Они покоятся на метровых дубовых сваях, вбитых в землю. Фундамент храма очень широкий. Он выходит за его стены на 3 метра. Основание такой ширины было необходимо потому, что здесь били (и до сих пор бьют) родники, которые могли вымывать породу из-под фундамента.

На фундаменте поставлен нижний этаж - подклет. Затем на столбах возвышается открытая обходная галерея, широко раскинутая со своими тремя крыльцами; эта галерея отлично смягчает переход от высоких вертикальных боков центрального шатра к земле. Плоская крыша на галерее и поддерживающие ее столбы устроены позднее и несколько искажают замысел строителя, скрадывая пропорции шатра.

В толще стены проложена внутренняя лестница, которая доводит до шатра. Выше стены становились слишком тонкими чтобы проложить в них проход, и по шатру снаружи повесили железную цепь - стремянку.

Очень сложная в смысле архитектурном, поражающая в разрешении трудных конструктивных задач, Вознесенская церковь не волнует. Может быть, благодаря новизне и разновременности ее внутреннего убранства. Она не выразительна, в ней не чувствуется трепета живой человеческой души, одухотворяющей совершенные произведения искусства. Такое бездушие, отсутствие определенного религиозного образа, характерно для всего церковного строительства старой Москвы, в противность Новгороду, Ярославлю, северу с его деревянными церквями...

Сзади алтаря у восточной стены церкви устроено «царское место», по преданию, сделанное Иваном Грозным. Известно, что он любил устраивать по соборам, церквям и монастырям под балдахином специальные царские места, большей частью деревянные и восходящие своей архитектурой к деревянному зодчеству. Царское место террасы Вознесенской церкви выстроено из камня и представляет собою балдахин на каменной сплошной балюстраде, которая имеет расчленение явно западного типа на квадраты с вписанными в них медальонами, а также широкие, но низенькие постаменты и карнизы. Четыре столба восьмигранные и невысокие стоят на балюстраде, опираясь на базы и имея карнизы несложного профиля. Стенки, лежащие на столбах, имеют арочные прорези, поверх же царское место покрыто бочкой со скульптурным двуглавым орлом на её фасаде. Интересно, что этот трон обращен не к Москве, видимой в те времена с северной стороны, а на Москва-реку и расстилающиеся за ней поля и леса, малый уголок которых сохранился до нашего времени. Но скорее всего царское место имеет более позднее происхождение, относящееся ко времени Алексея Михайловича, Вероятно, что отсюда царь следил за охотничьей потехой и воинскими упражнениями.

От первоначального убранства и утвари в Вознесенской церкви сохранилось сравнительно мало. В сравнительно новый иконостас вставлены древние царские двери. До революции в церкви хранилась великолепная древняя плащаница первой четверти XV-ro века (предположительно митрополита Фотия), представляющая собою тонкую работу русского шитья с изображением положения Спасителя во гроб, исчезнувшая впоследствии.

Алтарная стена была расписана, но толстый стой штукатурки скрыл древнюю роспись; однако следы её были заметны ещё в середине XIX-го столетия.


Е.В. Иванов. «Коломенское» (краткий исторический очерк).
М., 1997, Издание Общества Ревнителей Отечественной Старины.



UPD: 2016-05-05